«Встретили нас по одежке. Проводили тоже плохо…»
Сегодня мы поговорим об…
Ай-яй-яй мне! Забыл поздороваться. Порчу имидж вежливого интеллигентного собеседника. Поэтому начнем сначала.
Добрый день, мой внимательный читатель! Сегодня мы поговорим об имидже и его значении в работе и общении. Если вы об этом не задумывались – самое время задуматься. Почему? – оставим этот вопрос на конец разговора.
Начнем с основ – что такое имидж? За умным и разносторонним определением я отсылаю вас к словарям (и, будьте добры, прочитайте что-то понаучнее Википедии!), а для тех, кому лень думать и вникать самому, поясним кратко. Имидж – это образ, созданный в твоей голове, читатель, или в головах других людей. Это то, что мы думаем о другом человеке или другой организации, и – внимание, важная часть! – то, что ОНИ думают о нас. Вторая часть важнее для общения, в том числе и делового.
читать дальшеЛирическое отступление. Меня всегда весьма умиляют чистые душой люди, считающие других толстыми тупыми невеждами, и при этом уверенные в том, что вот их в ответ все просто-таки обязаны воспринимать как умных и обаятельных красавцев. Задам простой интеллигентный вопрос – с хрена ль? Попробуйте посмотреть на это дело с позиции вашего собеседника. Если не знаете как, подскажу. Людой человек считает себя умным, красивым и обаятельным. Ну еще остроумным, грациозным и в меру великим, хоть порой и непризнанным гением. Вы же себя таковым считаете? Да не скромничайте, не скромничайте! Если у вас в глубине души и есть возражения, так это потому, что скорее всего я не называл пару-тройку превосходных эпитетов. И это нормально, так что не прячьте стыдливого взора. Нормально, потому что вы и есть уникальный, неповторимый, удивительный человек! Такой же, как все миллиарды людей, живущих на земле. Уловили мысль? Нет? Повторю для особо сообразительных: каждый человек ЗНАЕТ, что он великолепен и уникален. И если собеседник этого не замечает, да еще – упаси боже! – пытается вас в этом разуверить – вы понимаете, что он козел и тупой невежда. То есть он успешно создает у вас имидж себя как… кого? Правильно! Козла и тупого невежды, с которым вы больше общаться либо не пойдете, либо пойдете, но уже с учетом его быдловатости. Возможно, я вас удивлю, если скажу, что и вы о себе часто оставляете такое впечатление? Если не удивлю – вы небезнадежны. Если удивились, а тем паче возмутились или обиделись… добро пожаловать в реальный мир! Конец лирического отступления.
Итак, вернемся к имиджу. Каким он может быть? Собственно, многогранным. Но для нас имеют значение два его полюса – имидж грамотного, надежного и приятного партнера и, напротив, имидж школоты и того самого тупого козла и невежды.
Ремарочка – под словом «школота» мы будем понимать не возрастные рамки, а скорее психологические. То есть «незрелый, несамостоятельный человек, не умеющий брать на себя ответственность». Ибо таковым может быть (или не быть) как личность 14 лет, так и личность 40+. Поэтому будем различать понятия «школьник» и «школота». оговорились? Вот и славно.
Итак – два полюса имиджа.
Думаю, что с неграмотной школотой вам будет приятно работать только если вы хотите её, эту школоту, на что-то развести или погреть руки за их счет. А для нормальной работы и общения в кайф вы предпочтете партнера, который уважает вас (а в ответ вы уважаете его), не так ли? Партнера, который не обманет, не подведет, не выставит вас идиотом. Собственно, и ваш собеседник предпочитает таких же партнеров – помните лирическое отступление? Поэтому в любом общении – а тем более в деловом общении! – одна из ваших целей – оставить у партнера благоприятное впечатление о себе, создать привлекательный имидж. Собственно, с этим пунктом многие читатели соглашаются – кто-то искренне подумав, кому-то просто лениво спорить. Но вот на вопрос «как это сделать?» ответить могут немногие. Я тоже не буду раскрывать вам всех тонкостей PR-технологий – моя задача не в этом. Остановлюсь только на некоторых нюансах, с которыми, увы, сталкиваюсь очень часто.
Первое впечатление. Очень важный момент! Есть замечательная цитата: «Очень редко предоставляется второй шанс произвести первое впечатление». Советую вспоминать её каждый раз, когда впервые идете на контакт с кем-нибудь. Что именно создает у человека первое благоприятное впечатление? С чего начинается разговор? Кто сказал «с приветствия» - погладьте себя по голове или по животику. Вы молодцы. Вот моменты, о которых при этом думают немногие, а зря:
• Приветствие должно быть вежливым и нейтральным. Никаких «прива», «здорова, чувак!», «как ваше ничего» и прочего неформального сленга – откуда вы знаете, как ваш собеседник относится к сленгу? Может, он смайлики ненавидит, а от «чмоки в этом чате» ему хочется идти убивать? Поэтому – «добрый день» и «здравствуйте» - наше всё. И о вежливости. Некоторые почему-то считают возможным обращаться к собеседнику на «ты», даже если в первый раз его видят. Дескать, им так комфортнее. Вы удивитесь, ребята, но общение, в котором вы заинтересованы, в первую очередь должно быть комфортно вашему собеседнику. Если ко мне в личку обращается незнакомый человек и первые его слова вместо «здравствуйте» сразу «а ты какое аниме любишь?», я лаконично говорю ему: «Простите, вы географию в школе учили? Если на х* пошлю – не заблудитесь?». И я не один такой, уж будьте уверены. Поэтому железные правила первого впечатления – нейтральное приветствие, «вы», «можно вас побеспокоить» или «простите, что отвлекаю» - и после этого уже можно договариваться о комфортном для обоих собеседников общении.
• Представиться самому и выслушать представление собеседника. И – внимание, важный момент! – называть его так, как он вам представился. Представился как «Тумбочка» – называйте его Тумбочкой, значит ему так комфортнее. Если он представляется «Алукард», в заявке его у вас написано «Алукард», а вы при всех называете его «Оленькой», типа хвастаясь, что знаете его настоящее имя… Не удивляйтесь, если получите порцию яда на блогах или вообще сапогом под зад – мало ли, какие нервные Алукарды попадаются. Если собеседник не представился, не надо говорить «я буду называть тебя «Пупсик», куда логичнее спросить «Как к вам обращаться?»
• В разговоре обращаться к собеседнику уважительно. Не свысока и не дай бог не снисходительно. Скажу по секрету – на некоторые мероприятия я не хожу потому, что организаторы обращаются в объявлениях явно не ко мне. Ну сами посудите – если к участникам обращаются «няши», «рыбки», «зайки» и «пупсики» - кто пойдет на это мероприятие? Няши пойдут. Рыбки, зайчики и пупсики тоже пойдут. А я не пойду. Я взрослая злобная ехидна, если кто не заметил. Я НЕ няша, никаким образом не рыбка и не зайчик, особенно для организаторов младше меня. Простите, школота, вам – к ровесникам. И еще – слушать «ребятки» по отношению к людям старше говорящего… по меньшей мере смешно. По большей – раздражает. Поэтому в деловом общении, каким бы неформальным не было мероприятие, на которое вы зовете народ, но, если вам нужны все возрастные и социальные группы… «Уважаемые участники», «единомышленники», а если хочется чего-то неформального и неординарного – «орлы», «герои», «леди и джентльмены», «принцы и принцессы», «лорды и богини», «отвязные ребята» - обращения, которые польстят вашим потенциальным участникам. Согласитесь, брутальному парню, играющему сурового главгада, откликаться на «рыбку» малость стремно…
• Разговаривать вежливо. В любой ситуации! Даже если вас уже достали одним и тем же вопросом, если тупят и не умеют читать буквы! Ответы «не тормозите», «тупые, что ли?!», «а вы сами-то как думаете?» и «блиндосталиспрашивать» вовсе не подчеркивают ваше остроумие, а только показывают, что участников или собеседников вы и в грош не ставите.
• Писать грамотно. Если в объявлении о суперкрутом мероприятии на три предложения – восемь грамматических ошибок – это заставляет задуматься. Если человек даже к родному языку невнимателен, как он сумеет что-то сделать путево?! Ладно еще опечатки, их любой грамотный человек отличает от ошибок. Но «патамушта», «зочем» и «преходите на фестеваль»… Причем, заметьте, я не говорю, что неграмотный человек не может быть талантливым организатором. Я говорю о том, что неграмотные сообщения создают имидж школоты. А оно вам надо? Поэтому Розенталь (или хотя бы Ворд) вам в помощь, если своих сил недостаточно.
• Прощание. Тоже немаловажная деталь. Как прощается тот, кто уважает собеседника? «Спасибо, до свидания» - это как минимум. «Заранее благодарен за помощь/за ответ» - тоже хорошая фраза. «Буду рад дальнейшему сотрудничеству» - звучит солидно, правда? В отличие от «английского»молчаливого ухода из переписки или общения.
Ну и на полях: чем ещё можно легко и изящно испортить впечатление о себе? Подумайте пошевелите мозгами… Лень думать? Ну ладно, не буду вредничать. Портят имидж грубость, наглость, неуважение к чужому мнению или к чужому времени. Особенно ко времени! Опоздать на встречу, да еще не предупредить… перенести мероприятие пару-тройку раз – да при этом еще без объяснений и извинений… отменить запланированное мероприятие или встречу… прийти без приглашения… Некомильфо, ребята, некомильфо. Нельзя забывать, что у людей тоже есть планы и расписание, и менять его даже ради самых замечательных вас им не всегда хочется.
Итак, всё это относилось именно к СОЗДАНИЮ у собеседника благоприятного первого впечатления. Ну и, в какой-то мере, к дальнейшему его поддержанию. Если вы всё это знаете и – тем более! – этим пользуетесь, я рад пожать вам руку. Именно с такими как вы, работать легко и приятно, а отказать таким в просьбе весьма неловко. А вот если вы об этом задумались в первый раз… это тоже замечательно! А если еще и приняли как руководство к действию – я буду с удовольствием ждать «новых вас» на просторах интернета.
И напоследок вернемся к вопросу – почему надо помнить об имидже? Или, точнее, для чего?
Да для того, чтобы все радостно шли к вам в гости, в набег на орков или на ваше мероприятие – в зависимости от того, куда вы их позвали. Чтобы о вас говорили: «О, эти? Им можно доверять. Не подведут!»» - и доверяли, и рекомендовали своим друзьям и соседям, успешно помогая вам в нелегком деле создания имиджа.
И еще один небольшой секрет. Как быть в ситуации, о которой мы, к примеру, здесь не упомянули? Что сделать, чтобы не испортить о себе впечатление и создать необходимый вам имидж? Всё просто – секрет в уважении. Уважения достойны все – даже самая отъявленная школота. А вот за что уважать – тут вы должны подумать сами, зачем-то же природа мозги вам в голову вложила. Может, их стоит уважать за оптимизм? За яркость и искрометность? За то, в конце концов, что не отступают перед трудностями? За то, что стремятся брать планку повыше? Ну и что, что пока не умеют? Научатся, если захотят. А не захотят… что ж, мы будем уважать их издали, не ввязываясь в деловые отношения с ними. Но – уважать. Если, конечно сами хотите признания и уважения.
А напоследок – еще парочка цитат. Специально для тех, кто предпочитает не думать, а делать перепост мыслей умных людей. Запишите в книжечку. Это как раз сказали умные люди!
«Испорченное впечатление – как смятая бумага. Можно разгладить, но прежней она не будет».
«Имидж не рубашка – так просто не отстираешь».
И последнее – «береги честь смолоду». Если вы думаете, что это не об имидже… Подумайте еще раз. И – до встречи!
С уважением,
ваш Кристобаль.